Арина Гурман в полициипредоставлено Ариной Гурман
Выпускница исторического факультета Арина Гурман в минувшее воскресенье работала на довыборах в поселке Роза в статусе журналиста. Кампанию, как уже сообщалось, выиграла «Единая Россия», взяв восемь из восьми мандатов в местном совете депутатов. Но проходило все не так гладко, как хотели представить кураторы выборов. О том, что на самом деле происходило на избирательных участках, — в колонке Арины.
— Свой первый опыт наблюдения на выборах я получила в 14 лет. С корочками представителя СМИ, обучающими методичками для наблюдателей я с гордостью ездила по избирательным участкам в сопровождении отца (Арина — дочь руководителя движения «Голос» Юрия Гурмана — прим.ред.). Сегодня на моем счету — не только местные выборы, но и выборы президента РФ, депутатов Государственной думы и даже международная миссия по выборам в Бундестаг (парламентский орган в Германии).
На этот раз довелось наблюдать в поселке Роза, где в минувшее воскресенье выбирали депутатов местного совета.
День голосования в Розе по накалу страстей на участке № 1950 не уступал, пожалуй, даже выборам президента. Такого грандиозного скандала я не видела ни на одной избирательной кампании. И дело не только в вопиющих нарушениях избирательного законодательства практически в течение всего дня голосования, а в отношении граждан-наблюдателей к этому событию.
Работа общественных контролеров бывает опасна и трудна. Для качественной подготовки к выборам нужно не один час просидеть над законами, чтобы вовремя прибыть на открытие участка, приходится вставать в 5:00, ехать с запасом еды и воды на весь день. А лучше прихватить с собой успокоительное, потому что каждого добросовестного наблюдателя впереди ждет маленькая «война». И воевать приходится порой не только с недобросовестными членами участковой избирательной комиссии, но и с другими «общественными контролерами».
После выборов в Розе на наблюдателя от «Единой России» написали заявление в полицию
Так вышло и на выборах депутатов в Розе 26 января. Началось все с неожиданного заявления наблюдателя от «Единой России» Александра Пашкеева (в тот момент я о нем еще ничего не знала), что он представляет общественную организацию «Голос», занимающуюся защитой прав избирателей. Меня, человека, тесно знакомого с этой организацией, такое заявление ввело в замешательство, особенно с учетом хамского и вызывающего поведения данного персонажа. Естественно, информация о том, откуда он появился, а также о его «героическом прошлом» на поприще провокаций, быстро просочилась в наше маленькое сообщество и попытки Пашкеева представиться «голосовцем» были пресечены.
А вот его действия по нарушению процесса наблюдения имели больший успех. С учетом постоянного присутствия на участке кандидата Тищенко, собственно, и назначившей Пашкеева наблюдателем, и представителей полиции, полностью бездействующих, акция была явно санкционирована. О реакции членов УИК и вовсе говорить грустно — предупреждение было вынесено только в середине дня после жалобы наблюдателя от КПРФ, которому Пашкеев мешал работать.
К середине дня голосования Пашкеев более-менее успокоился, но это было лишь затишье перед бурей — настоящее шоу началось за десять минут до закрытия участка.
В 19:50 Пашкеев предпринял попытку отобрать у меня, представителя СМИ, мобильный телефон, на который я вела фото- и видеосъемку. Полиция, которая куда-то запропастилась (совершенно неожиданно именно в этот момент), через пять минут моих истошных воплей все-таки появилась, но на просьбы о помощи отреагировала заявлением, что ничего не происходит и нарушения порядка они не наблюдают. Впрочем, в тот день у них в принципе выявились серьезные проблемы со зрением.
После закрытия участка и начала подсчета бюллетеней, события стали больше походить на клоунаду: Пашкеев преследовал меня, чтобы отвлечь и загородить мне процесс подсчета. Какие только методы он не применял — светил в глаза фонариком, толкал, прижимал к стене, совал руки в лицо, словом, все — лишь бы перекрыть обзор на происходящее в помещении.
наблюдатели
Естественно, действия Пашкеева и мои попытки воззвать к совести полиции, которая должна была прекратить это безобразие, не могли не помешать работе комиссии. Считать комиссия начала в 21:30, постоянно прерываясь из-за хулиганских выходок Пашкеева. Закончился подсчет, проведенный с многочисленными нарушениями, в полночь.
Стоит отметить, что на протяжении всего дня голосования в работе членов УИК выявлялись нарушения. В увеличенную форму протокола некоторые данные были внесены раньше, чем они устанавливаются по закону, при голосовании вне помещения были нарушены нормы выдачи запасных бюллетеней.
При том же выездном голосовании члены УИК не внесли в списки избирателей сведения о том, к кому из избирателей выехали для голосования с переносной урной. Последнее привело к тому, что, когда члены УИК приехали к избирателю, тот сообщил, что уже проголосовал на участке.
В нарушение закона, изменения в реестр избирателей, голосовавших вне помещения, вносились уже после 14:00. В кабину для голосования входили по двое, при этом отметка о том, кто оказывал помощь голосовать избирателю, в список избирателей не ставилась. В помещении для голосования и, в частности, возле столов со списком избирателей постоянно находились посторонние лица.
наблюдатели
Естественно, постоянные замечания и вопросы к теплым отношениям не располагают. К негативной реакции даже на самые вежливые просьбы о соблюдении процедур привыкаешь после первых же выборов. Единственное, что волнует членов УИК, — это не получить втык от ТИКа. Закон, увы, не на первом месте.
Челябинский облизбирком опубликовал явку на выборах в поселке Роза
Больше всего удивляет реакция общественных контролеров от кандидатов и партий. Они готовы осудить тебя за все — начиная от внешности и заканчивая придуманными ими же суммами, которые ты якобы «получаешь за каждую жалобу». Казалось бы, люди, которые направлены кандидатами для того, чтобы выборы прошли максимально честно и законно, должны в первую очередь заботиться о правильном проведении процедуры голосования. Но на деле оказывается, что их больше волнуют не выборы и судьба поселка, а собственная кровать, в которой они окажутся, когда все закончится. А ведь чаще всего наблюдатели — это местные жители.
Выходит, что результаты этих выборов мало кого волнуют. Явка по участкам в целом просто минимальная. Комиссия творит, что хочет, наблюдатели, по большей части, весь день голосования занимаются своими делами, и любые попытки обратить внимание на нарушения вызывают у них раздражение. Это в лучшем случае, в худшем — они «танцуют» перед лицом независимых контролеров.
наблюдатели
Полученные травмы (и моральные, и физические) были не напрасны — в ходе подсчета голосов, вопреки обстоятельствам, все же удалось предотвратить серьезные нарушения и явное искажение воли избирателей. В целом оценить честность этих выборов не берусь. На участке № 1950 одним из нарушений подсчета было то, что во время сортировки по голосам бюллетени наблюдателям не предъявлялись, о чем сейчас оформляется жалоба в ТИК.
На мой взгляд, самое страшное во всей этой ситуации то, что и маленькая явка, и низкий уровень правовой грамотности избирательных комиссий, и такое отношение к добросовестным общественным контролерам — не исключение, а типичная картина наших выборов.
Публикации рубрики «Мнение» выражают личную точку зрения их авторов.
Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com
Источник: