Наличие беспокоящих состояний у детей в раннем возрасте — проблема многих родителей. Ситуация осложняется трудностями выявления, оценки и интерпретации эмоционального состояния малыша. Для облегчения задачи разработано большое количество различных приёмов, среди них особое место занимают игровые. Так, методика выявление тревожности у дошкольников Паровозик обеспечивает с помощью визуальной выборки цвета, который ассоциируется с определённым настроением.
Причины беспокоящих состояний у детей
Состояние тревожности — характерное явление для многих малышей. Оно формируется как психическая реакция организма на любую неопределённость, неизвестность будущего. Для дошкольника, изучающего и узнающего этот мир, факторов неизвестности очень много, поэтому вероятность развития тревожности высока.
Большую роль в формировании беспокоящих состояний у детей играют взрослые, особенно родители. Малыши во всём зависят от мамы и папы. Степень уверенности зависит от поведения и позиции взрослых.
Факторы, повышающие вероятность развития тревожности:
Сложности при диагностике
Определение степени проявления тревожности у дошкольников и школьников младших классов осложнено возрастными особенностями. Ребёнок плохо понимает и не контролирует процессы, которые происходят в его психическом и эмоциональном мире. Он неспособен самостоятельно вычленить отклонения от нормы в восприятии действительности.
Первичный способ диагностики тревожности — выявление особенностей в поведении. По поведенческим признакам можно вычленить наличие беспокоящих состояний.
Признаки тревожности ребёнка:
По первичным признакам взрослые люди способны определить отклонения в эмоциональном состоянии малыша, но для точной диагностики тревожности, оценки степени её проявления нужно использовать специальные методики.
Основные методики
Для определения наличия беспокоящих состояний у малышей дошкольного и младшего школьного возраста разработано большое количество всевозможных методик:
Особенностью методик для малышей является оформление в виде понятных и естественных для детей проявлений — игра, рисование, составление сложного объекта из простых деталей и т. д.
В некоторых случаях они используются и для подростков.
Инструкция по тестированию на примере методики «Паровозик»
Способ диагностики направлен на установление психологического и эмоционального состояния малышей дошкольного возраста. Минимальный возрастной порог проведения оценки — 2,5 года.
Методика «Паровозик» предназначена для определения у малыша степени проявления следующих состояний:
Наглядным материалом, необходимым для реализации методической оценки, является:
Инструкция по применению методики «Паровозик»:
Скачать методические материалы для тестирования «Паровозик».
В процессе проведения процедуры родитель, психолог или воспитатель фиксирует последовательность выбора цветов, а также все комментарии ребёнка.
Оценочным критерием методики являются баллы. Они выставляются за конкретную последовательность вагончиков.
Шкала определения количества баллов:
Цвет первого вагончика после паровоза
Второй вагон
Третий вагон
Шестой вагон
Седьмой вагон
Восьмой вагон
Фиолетовый
Коричневый, серый, чёрный
Зелёный, жёлтый, красный
Фиолетовый
Серый, чёрный, коричневый
Жёлтый, зелёный, красный
Синий
Чёрный, серый, коричневый
Синий
Жёлтый, красный, зелёный
На основе суммы баллов определяется психологическое состояние малыша.
Уровень состояния
ППС
Низкое НПС
Среднее НПС
Высокое НПС
Метод «Паровозик» может применяться для оценки климата в группе. Для этого игра проводится с каждым ребёнком. Подсчитываются индивидуальные баллы каждого ребёнка, оценивается его состояние.
При оценке групп состояние ребёнка переводится в баллы:
Баллы
1
2
3
4
Баллы суммируются, делятся на количество малышей в группе. Полученный результат умножают на 100%.
Групповое состояние = Сумма баллов всех детей / Количество малышей х 100%
Оценка группового психологического состояния:
ППС высокой степени
Средний уровень ППС
Незначительная ППС
НПС начальной степени
НПС средней степени
НПС сильной степени
Методика «Паровозик» — эффективна и востребована из-за простоты и понятности.
Она построена на основополагающем принципе соотношения цветов и эмоций. У малыша дошкольного возраста такое ассоциативное мышление уже хорошо развито, он воспринимает такие задачи естественно.
Не зря существует выражение «видит в розовых красках». Человек с положительным эмоциональным фоном акцентирует внимание на соответствующих цветах. Люди с отрицательным эмоциональным состоянием видят мир в соответствующих красках. Малыши не являются исключением.
Источник: