11 методик для выявления тревожности у детей

Наличие беспокоящих состояний у детей в раннем возрасте — проблема многих родителей. Ситуация осложняется трудностями выявления, оценки и интерпретации эмоционального состояния малыша. Для облегчения задачи разработано большое количество различных приёмов, среди них особое место занимают игровые. Так, методика выявление тревожности у дошкольников Паровозик обеспечивает с помощью визуальной выборки цвета, который ассоциируется с определённым настроением.

Причины беспокоящих состояний у детей

Состояние тревожности — характерное явление для многих малышей. Оно формируется как психическая реакция организма на любую неопределённость, неизвестность будущего. Для дошкольника, изучающего и узнающего этот мир, факторов неизвестности очень много, поэтому вероятность развития тревожности высока.

Большую роль в формировании беспокоящих состояний у детей играют взрослые, особенно родители. Малыши во всём зависят от мамы и папы. Степень уверенности зависит от поведения и позиции взрослых.

Факторы, повышающие вероятность развития тревожности:

Сложности при диагностике

Определение степени проявления тревожности у дошкольников и школьников младших классов осложнено возрастными особенностями. Ребёнок плохо понимает и не контролирует процессы, которые происходят в его психическом и эмоциональном мире. Он неспособен самостоятельно вычленить отклонения от нормы в восприятии действительности.

Первичный способ диагностики тревожности — выявление особенностей в поведении. По поведенческим признакам можно вычленить наличие беспокоящих состояний.

Признаки тревожности ребёнка:

По первичным признакам взрослые люди способны определить отклонения в эмоциональном состоянии малыша, но для точной диагностики тревожности, оценки степени её проявления нужно использовать специальные методики.

Основные методики

Для определения наличия беспокоящих состояний у малышей дошкольного и младшего школьного возраста разработано большое количество всевозможных методик:

Особенностью методик для малышей является оформление в виде понятных и естественных для детей проявлений — игра, рисование, составление сложного объекта из простых деталей и т. д.

В некоторых случаях они используются и для подростков.

Инструкция по тестированию на примере методики «Паровозик»

Способ диагностики направлен на установление психологического и эмоционального состояния малышей дошкольного возраста. Минимальный возрастной порог проведения оценки — 2,5 года.

Методика «Паровозик» предназначена для определения у малыша степени проявления следующих состояний:

Наглядным материалом, необходимым для реализации методической оценки, является:

Инструкция по применению методики «Паровозик»:

Скачать методические материалы для тестирования «Паровозик».

В процессе проведения процедуры родитель, психолог или воспитатель фиксирует последовательность выбора цветов, а также все комментарии ребёнка.

Оценочным критерием методики являются баллы. Они выставляются за конкретную последовательность вагончиков.

Шкала определения количества баллов:

Коли-чество баллов
Цвет первого вагончика после паровоза
Второй вагон
Третий вагон
Шестой вагон
Седьмой вагон
Восьмой вагон
1

Фиолетовый
Коричневый, серый, чёрный
Зелёный, жёлтый, красный

2
Фиолетовый
Серый, чёрный, коричневый

Жёлтый, зелёный, красный
Синий
3
Чёрный, серый, коричневый

Синий
Жёлтый, красный, зелёный

На основе суммы баллов определяется психологическое состояние малыша.

Количество баллов
Уровень состояния
Меньше 3
ППС
от 4 до 6
Низкое НПС
от 7 до 9
Среднее НПС
Больше 9
Высокое НПС

Метод «Паровозик» может применяться для оценки климата в группе. Для этого игра проводится с каждым ребёнком. Подсчитываются индивидуальные баллы каждого ребёнка, оценивается его состояние.

При оценке групп состояние ребёнка переводится в баллы:

Состояние
Баллы
НПС высокой степени
1
НПС средней степени
2
НПС низкой степени
3
ППС
4

Баллы суммируются, делятся на количество малышей в группе. Полученный результат умножают на 100%.

Групповое состояние = Сумма баллов всех детей / Количество малышей х 100%

Оценка группового психологического состояния:

69% и более
ППС высокой степени
43—68%
Средний уровень ППС
25—42%
Незначительная ППС
0—4%
НПС начальной степени
— 24 до — 1%
НПС средней степени
— 25% и ниже
НПС сильной степени

Методика «Паровозик» — эффективна и востребована из-за простоты и понятности.

Она построена на основополагающем принципе соотношения цветов и эмоций. У малыша дошкольного возраста такое ассоциативное мышление уже хорошо развито, он воспринимает такие задачи естественно.

Не зря существует выражение «видит в розовых красках». Человек с положительным эмоциональным фоном акцентирует внимание на соответствующих цветах. Люди с отрицательным эмоциональным состоянием видят мир в соответствующих красках. Малыши не являются исключением.

Источник: urazuma.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Домашние увлечения